Мне особенно понравилось толкование финала "Трудно быть богом". Как мы помним, роман заканчивается тем, что некие темные личности убивают Киру - любимую женщину из местных Руматы, земного агента-прогрессора, и он срывается, забывает о своей гуманитарной миссии "бога", и начинает крушить в капусту окружающих его средневековых дикарей. Подразумевается, что Киру убили, пытавшиеся похитить ее люди министра госбезопастности дона Рэбы, который таким образом мог бы шантажировать Румату. Однако Переслегин высказывает предположение, что у Рэбы только что осуществившего успешный государственный переворот была масса забот, к тому же будучи человеком хитрым, но ограниченным феодальными представлениями, он не мог бы понять, что Кира представляет ценность, а не просто наложница-простолюдинка в доме аристократа, учитывая, что Румата распространял о себе слухи, как о первейшем дон жуане Арканара. Выходит акцию осуществил человек, который хорошо знал Румату и понимал отличие его логики от логики окружающего мира. И Переслегин находит такого персонажа - это профессиональный революционер Арата Горбатый, которому Румата отказался выдать "молнии", чтобы выжечь "золоченую сволочь". Арата сознательно хочет спровоцировать Румату на насилие и бьет в самое уязвимое место. Разумеется, наивный комунар Румата, такой расклад даже допустить не может, воспринимая Арату своим "несознательным" соратником, не знающим законов диалектического материализма, а между тем - это вполне типичная логика революционного заговорщика. Далее Переслегин прогнозирует развитие событий в Арканаре - тотальная резня, по сценарию предыдущих неудачных бунтов поднятых Аратой Горбатым.
В общем прямо порадовало.